Семинар по Робототехнике.
С 15 по 17 декабря уходящего года учителя Печоры были погружены в новую область знаний – Образовательная робототехника.
15.12.2016 на базе МОУ «СОШ № 9» прошел семинар для заместителей директоров и учителей г. Печора и Печорского района по теме «Использование образовательной робототехники на уроках и во внеурочное время». Цель данного семинара – поделиться опытом внедрения и преподавания образовательной робототехники учителями школы.
План проведения семинара.
Время | Мероприятие | Ответственный |
14.30 Актовый зал | 1.Встреча участников семинара. 2.Открытие семинара. Визитка школы. | Директор школы Семенова В.И., руководитель ОМП Тырина Лилия Владимировна |
14.45-15.30 Кабинет 29 | Мастер – класс «Соревновательный момент на занятиях во внеурочное время» | Тырина Л.В., учитель информатики и ИКТ |
14.45-15.30 Кабинет 36 | Мастер – класс «Робототехника в начальной школе» | Нагаева Ирина Викторовна |
15.35 – 15.50 Актовый зал | Использование образовательного конструктора на уроках физики | Стаховская Инна Викторовна, учитель физики |
15.50 – 16.15 | Мастер класс «Использование образовательного конструктора на уроках технологии» | Асланов Сергей Анатольевич, учитель технологии |
16.15 – 16.25 | Использование обучающего конструктора в обучении. | Руководитель ОМП Тырина Л.В. |
16.25-16.30 | Рефлексия | Руководитель ОМП Тырина Л.В. |
Учителями школы: Стаховской И.В., Нагаевой И.В., Аслановым С.А., Тыриной Л.В. – были показаны мастер классы по использованию образовательного конструктора при обучении учащихся
Стаховская Инна Викторовна, учитель физики поделилась опытом использования образовательного конструктора на уроках физики при изучении отдельных тем. В процессе выступления учителем был продемонстрирован видеоролик с фрагментом урока. Для более наглядного представления, участникам семинара было предложено самим проделать часть лабораторной работы по теме «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» с использованием робототехнического конструктора. В результате такого погружения все участники смогли понять все положительные моменты использования такой практики на уроках.
Нагаева Ирина Викторовна, учитель начальных классов провела мастер – класс «Робототехника в начальной школе». Цель занятия: поделиться опытом и продемонстрировать развитие воображения и творческих способностей, коммуникативных качеств, и познавательного интереса учащихся при работе с образовательным конструктором «ПервоРобот LEGO WeDo» при изучении темы «Робозоопарк». На данном занятии участники семинара создавали и программировали модель «Обезьяны-барабанщицы», для выполнения определенных действий. Все участники с заданием справились и оставили положительные отзывы по мастер-классу.
Тырина Л.В., учитель информатики и ИКТ в своем мастер – классе «Соревновательный момент на занятиях во внеурочное время» показала, какую роль в развитии познавательного интереса к изучению робототехники играет состязания. Участники мастер – класса запрограммировала роботов, и провели небольшие состязания по разворачиванию космической станции на Марсе.
На мастер – классе: «Использование образовательного конструктора на уроках технологии», Асланов Сергей Анатольевич, продемонстрировал развитие конструкторских, творческих, инженерных способностей учащихся на уроках технологии. Участники мастер класса смогли попробовать на себе такие профессии как: сборщик, конструктор, мастер цеха. А затем поделились впечатлениями о своих возможностях в данном роде деятельности.
Семинар имел практическую направленность. Все участники семинара погрузились в практическую деятельность проводимых учителями мастер – классов. Также, была отмечена огромная значимость проделанной учителя работы. По заключению была проведена рефлексия. Каждому участнику было предложено взять балку из Лего конструктора для определения степени удовлетворенности полученных знаний следующим образом: если участник согласен, что, через игру с использованием образовательного конструктора в урочной и внеурочной деятельности можно развить познавательный интерес к предмету, то надо взять длинную балку, если еще не уверен, то средней длины, а если категорично отрицает, то короткую балку. В результате выстроенного моста мы увидели, что почти все участники выбрали длинные балки и импровизированный мост между словами ФГОС и ИГРА был построен. Только 2 участника семинара пока на перепутье. Цель семинара достигнута. Все занятия получили положительный отзыв.
Опыт преподавателей объединен в брошюре, изданной ОМП «Использование образовательной робототехники в урочное и внеурочное время» на базе МОУ «СОШ № 9». В данную брошюру вошли методические рекомендации тех, кто активно внедряет новое направление в образовании «Робототехника». Учителя физики, информатики, технологии, начальных классов, а так же воспитатели детского сада г. Печора поделились своим опытом по использованию образовательного конструктора для развития познавательного интереса к предмету, формирования компетенций в области конструирования, программирования, исследовательской деятельности, развитию профильного и предпрофильной подготовки. Теоретические аспекты по Робототехнике подготовила руководитель муниципальной ОМП г. Печора на базе МОУ «СОШ № 9» Тырина Л. В..
16 и 17 декабря, также на базе МОУ «СОШ № 9» прошел обучающий семинар по теме «Основы робототехники: подготовка к соревнованиям «Hello, Robot!» для учителей обучающих и желающих обучать учащихся основам Робототехники. Семинар провел Ольшанов В.В., заведующий центром робототехники ГОУДПО «КРИРО».
В рамках семинара участники познакомились с программой соревнований, а также участвовали в практикуме по конструированию и программированию роботов для соревнований «Hello, Robot!». Серия соревновательных и образовательных мероприятий под названием «Hello, Robot!», была создана Программой «Робототехника» с целью вовлечения новых участников в комплекс учебно-тренировочных и спортивных мероприятий Всероссийской Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».
Образовательный модуль посвящен подготовке потенциальных и начинающих преподавателей образовательной робототехники (в школах, кружках дополнительного образования, центрах технического творчества) к ведению занятий с детьми и подготовке их к участию в первой ступени соревнований.
Полученные на семинаре знания помогли участникам повысить свой профессиональный уровень в данном направлении.
В первый день семинара было знакомство с категорией для младших школьников от 9-10 лет в соревнованиях «Шорт-трек» и «Чертежник».
В соревнованиях «Чертежник» цель робота – за минимальное время проехать по полю, начертив рисунок из N отрезков с помощью закрепленного маркера. А в «Шорт – трек» – цель робота – за минимальное время проехать по линии N полных кругов (количество кругов определяет главный судья соревнований в день соревнований). Движение осуществляется в направлении по часовой стрелке. Круг – полный проезд роботом трассы, с возвращением в место старта, пересекая при этом линию старта-финиша.
Виталий Владимирович очень подробно рассказал об условиях и правилах соревнований, а так же предложил простейшую конструкцию робота для этих соревнований. Все учителя активно включились в работу и к концу дня были проведены небольшие состязания по скорости движения в соревнованиях «Шорт-трек». Работа с конструктором Лего настолько увлекла всех, что часы работы пролетели незаметно. Расходились все с огромным чувством удовлетворения полученных знаний.
Второй день семинара оказался не из легких, так как задачи для старшей группы были более сложные. «Траектория – Квест» и «Сортировщик». Сложность состоит как в конструировании самого робота для решения задач, так и в программировании.
Цель робота в соревнованиях «Сортировщик» -за наиболее короткое время робот должен произвести сортировку цветных цилиндров, размещая их в определенные зоны. А в соревнованиях «Траектория – Квест» -за наиболее короткое время робот должен, двигаясь по линии траектории добраться от места старта до места финиша. Порядок прохождения траектории будет определен главным судьей соревнований в день состязаний, непосредственно перед заездом. На прохождение дистанции дается максимум 2 минуты. В основе траектории используются элементы линии: прямые и дугообразные линии, перекрестки, повороты на 90 градусов, произвольные прерывистые элементы. Все элементы могут быть представлены и в инверсном варианте. Возможно использование и других дополнительных элементов.
Второй день семинара продлился намного дольше. Нам повезло с одной стороны – был актированный день с 1-11 класс и семинар начался с утра. Участники семинара активно обсуждали строения роботов для каждого вида соревнований, и набрасывали подпрограммы для реализации задач робота на соревнованиях.
Конечно же, 2 дня семинара это очень мало для разбора и обучения подготовки к таким соревнованиям, но полученные знания очень пригодятся для работы с учащимися. Надеемся, что все школы Печоры и Печорского района выступят на городских соревнованиях и республиканских.
Руководитель муниципальной ОМП на базе МОУ «СОШ № 9» Тырина Л.В.
[gm album=22]